Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников западного округа Джидинского района Республики Бурятия"

19.09.2019

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры,  народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе и  формирования у детей внутренней потребности в поисковой и исследовательской деятельности

 

 Цель проекта:

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской и бурятской национальной культуре совместно с ДОУ западного округа района, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской и бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

 

Объект инновационной деятельности. Объект – образовательный процесс ДОУ Джидинского района.

Предмет инновационной деятельности. Предмет инновационной работы – процесс формирования нравственно – патриотических и духовных качеств дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

    ДОУ Джидинского района в основном   реализует основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и вариативные программы «Дети Байкала» и «Тоонто нютаг»- Родной край»

 

     В рамках реализации образовательной программы Тоонто нютаг – Родной край, целью которой является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и  традициям родного края, воспитание  любви и привязанности к малой Родине, желание сделать полезное и приятное для родных и близких людей,  был разработан и  реализован проект.

Такая деятельность соответствует ведущим инновационным направлениям развития образования Джидинского района. Реализация вариативных программ по формированию нравственных качеств дошкольников с использованием модели сетевого взаимодействия позволяет создать психолого-педагогические условия для социализации ребенка в целостном образовательном пространстве ДОУ и использовать этот метод другими дошкольными организациями на собственной практике.

Участники проекта

 - воспитатели;
- музыкальные руководители; 
- дети в возрасте от 3 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (доу западного округа, ОСОШ, сельская библиотека, ансамбль «Булак»).

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ , детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива  ДОУ  с образовательными и культурными структурами села и района.

Проектируемые этапы инновационного процесса I этап. Подготовительный

1.      Изучение нормативно- правовой документации и литературы

2.      Разработка модели сетевого взаимодействия с социальными партнерами

3.      Обсуждение проблемы, целей и задач, поэтапное планирование

 II этап практический

1.      Создать материально - технические условия для реализации инновационного проекта

2.      Реализация проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе сетевого взаимодействия и традиций русского и бурятского народа.

3.      Отслеживание эффективности использования современных технологий педагогами ДОУ. Результаты педагогической и методической деятельности, ее коррекция

4.      Размещение на сайте МБДОУ  информационные материалы из опыта работы по теме инновационного проекта на  сайте ДОУ oerdetsad@mail.ru

 

Мероприятия:

1.      Январь 2015г. Проект «Традиционная культура здоровья бурят» по валеологическому развитию детей. Цель проекта: расширить знания о традициях бурятского народа и использовании их в формировании здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье, с точки зрения традиционной культуры бурят, невозможно достичь, игнорируя духовную гармонию.

В этом направлении мы поддерживаем тесную связь с Сартуул- Булакским дацаном, настоятель Баяржап лама. Это ежегодный молебен в нашем ДОУ накануне Сагаалгана, им проводятся беседы, обряд очищения.

Целительские традиции основаны на народных методах лечения Народные методы лечения проводятся во многих семьях, которые были отражены в исследовательских работах детей на НПК «Раз ступенька» ,где мы впервые выступили инициатором проведения в районе НПК. а также   наши воспитанники успешно выступили в районной НПК»Первые шаги» наравне  с учащимися начальных классов. Темы исследовательских работ Лупсанов Слава «Одежда из овчины- залог здоровья», «Аршан- целебная вода»работа Намсараева Сэсэг, Широкшин Трофим «Богородская трава как помощник в профилактике лечения кашля», Цыбиков Санжи  «Польза козьего молока», «Лечение шкурами диких животных» Ванкеева Юлия.

2.  27. 02.2015г. праздник Белого месяца с коллегами и воспитанниками Нижне-Бургалтайского ДОУ.Хочу такой сайт

 05.04.2016г. мероприятие  «В гостях у сказки»  на базе Нижнеторейского детского сада «Тополек» в преддверии светлого Христова Воскресения.

2. 26.01.2016г. РМО «Образовательное событие традиционного семейного праздника «Милаан» как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС на базе МБДОУ Оерский детский сад «Солнышко»

Была проведена НПК «Традиции и обряды, связанные с рождением детей», которая стала традиционной в нашем детском саду.

            В рамках этого мероприятия воспитателями были разработаны и реализованы небольшие проекты по изучению своего имени, оформлен стенд «Что в имени моем».

          Был проведен обряд «Укладывания в колыбель» с участием родителей, педагогов, работников сада, ансамбля «Булаг» с. Оер, где дети узнали, как в старину проводился этот обряд и с удовольствием приняли участие.

          Был организован мини – музей бурятской культуры.

Состоялась презентация видеофильма «Минии балшар наhан».

Выставка первых вещей, которые окружали ребенка до 1 года, это игрушки,      одежда,  фотоальбомы «Наш ребенок»

Прошло знакомство с бурятской кухней и на открытом  занятии по лепке в старшей группе, которую провела воспитатель Тасарунова Т.Ц.,  дети готовили  национальное блюдо-боовы

3.02.03.2017 г. на базе МБДОУ Оерского детского сада «Солнышко» прошел праздник «Диалог культур. Сагаалган и Проводы зимы» детских садов западного округа.

На праздник приехали дети, педагоги детских садов западного округа( Оерский детский сад, Нижне- Бургалтайский детский сад, Нижне- Торейский детский сад, Верхне- Торейский детский сад, Алцакский детский сад ), представители МКУ Управление образования, Петропавловских детских садов, Гэгэтуйского детского сада «Медвежонок».

Целью мероприятия было познакомить детей с традициями праздника (обряды и обычаи) празднования Сагаалгана и Масленицы, развивать интерес к народным традициям и конечно же воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.

4. В феврале 2017г. в районе был объявлен месячник «Сагаалган 2017».

1.Конкурс на лучший  уголок бурятского языка

2. Конкурс чтецов, посвященный юбилею М. Чойбонова

3. Конкурс на лучший НОД и мероприятие по бурятскому языку

4. Конкурс лэпбуков «Сагаалган»

5. Совместные со школой концерты ко Дню Победы для ветеранов ВОВ, экскурсия в школьный музей

6. Проект «Изба бабушки Матрены» Цель: ознакомление детей с бытом русской избы и традициями русского народа; обобщение и систематизация знаний детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям

Конкурс пасхальных яичек

 Создание мини-музея «Изба бабушки Матрены

развлечение «Чаепитие у бабушки Матрены»

7. В июне 2017г. проведен детский Сурхарбан садов западного округа на базе Гэгэтуйского детского сада «Медвежонок». Это три национальных вида спорта (Эрын гурбан наадан - три игры мужей): скачки, стрельба из лука, вольная борьба (Бухэ барилдан), шагай наадан, подвижные народные игры.

Ведется работа по подготовке мальчиков в секции борьбы, где тренируют родители.

 

III этап обобщающий, 2016 – 2017 учебный год

1.      Проведение  анализа полученных результатов.

2.      Обобщение и распространение материалов по инновационной работе

3.      Создание медиатеки материалов по инновационной работе

4.      Определение перспективных направлений развития ДОУ по взаимодействию с социальными партнерами.

 

Диагностирование уровня знаний детей, полученных при реализации проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе сетевого взаимодействия и традиций русского и бурятского народа проходило в октябре этого года в виде игрового конкурса на уровне муниципалитета «Барбаадай».

Цель: выявление уровня сформированности знаний о традиционной культуре народов Республики Бурятия, к их нравственно-эстетическим ценностям для воспитания толерантной личности в поликультурном обществе.

 

Итоговый мониторинг детей старшей группы показал, что включение в образовательную деятельность проекта  по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе сетевого взаимодействия  позволило решить  задачи по повышению познавательного интереса детей и родителей к истории и культуре своего края при проведении проектно – исследовательской деятельности;

Опыт работы дошкольного учреждения в направлении нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников показывает, что совместная деятельность всех участников образовательного процесса, содружество с сетевыми партнерами положительно влияет на развитие детей. Сменяемость материалов, обстановки позволяет расширить опыт общения детей, развивает их коммуникативные качества, положительно влияет на развитие познавательных способностей, происходит формирование духовной и нравственно - патриотической основы будущей личности, нравственно - патриотической основы будущей личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире, процесс социализации.

 

Методическими продуктами реализации инновационного проекта  также являются:

• сборник сценарного материала для детей старшего дошкольного возраста «Наши праздники и развлечения»;

• сборник сценарного материала для детей среднего дошкольного возраста;

• Публикация в российском сборнике статей Центра научных инвестиций «Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС»

•Публикации в СМИ «Джидинская правда» и « ТV- Дубль»

•Газета МБДОУ Оерский детский сад «Солнышко»

Перспективы развития инновации:

1. Разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях.

2. Методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования.

 3. Дальнейшее развитие сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами всего района.

4. Применение новых форм, средств и методов активного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта

Работая по теме инновационного проекта, педагоги МБДОУ  принимают активное участие в популяризации инновационной образовательной деятельности ДОУ на различных уровнях:

1. Муниципальном: в дошкольных образовательных учреждениях района на методических объединениях, семинарах, педагогических фестивалях, педагогических конкурсах.

2. Всероссийском уровне: детские и педагогические конкурсы в сети Интернет. Педагоги публикуют методические материалы в печатных журналах, на сайте МБДОУ, в сетевых сообществах, в своих блогах, выпускают брошюры и наглядные пособия по теме нравственно – патриотического воспитания. Имеются положительные отзывы педагогов других дошкольных учреждений района.

Популяризация инновационной образовательной деятельности МБДОУ

1.       Выступление на фестивале пед. идей в БРИОП- воспитатель Бадмаева Н.Б.

2.       НОД на РМО «Лепка бооб» воспитатель Тасарунова Т.Ц.

3.       Выступление на семинаре руководителей –Доржиева Ц-Х.С.

4.       Выступление в конкурсе пед. проектов  Бадмаева Н.Б.- 1 место

5.       Участие в Республиканском семинаре «Реализация ФГОС ДО в практике образовательной организации: инновации и творческие находки» г. Закаменск- Ванкеева Л.Г.

6.       Участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года- 2015» муз. рук. Доржиева Ж.Б.- 3 место на муниципальном уровне.

7.       Публикация в российском сборнике статей Центра научных инвестиций «Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС» заведующая Доржиева Ц-Х.С.

8.       Участие в районном НПК «Первые шаги» Лубсанов С.-1 место,

9.       Намсараева С- 1 место, Цыбиков С- 1 место.

10.   Дуанбаев А- Айдар  дипломант1 степени в творческом конкурсе «Пришла весна- весна Победы».

11.   Дармаева Д- Айдар  дипломант1 степени в творческом конкурсе «Пришла весна- весна Победы».

12.   Ванкеев А- дипломант 2 степени в международном конкурсе «Вталанте».

13.   Цыбикова М.- 1 место в районном конкурсе чтецов, посвященного юбилею М. Чойбонова

14.   «Районный конкурс мероприятий, посвященных Сагаалгану»- 1 место

15.   Районный конкурс лэпбуков «Юрта» Гран- При

16.   Районный конкурс лэпбуков ко Дню матери- Гран- При

17.   Мухлынина Е.- 1 место в районном игровом конкурсе «Барбаадай»

18.   2016г. Лучшее образовательное учреждение, реализующее программу по бурятскому языку- кукла, говорящая на бурятском языке от Администрации Главы и Правительства Р.Б. совместно с землячеством Тункинского района «Саяны»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.11.2019

Дата обновления: 06.11.2019

Дата публикации: 19.09.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013498-4-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».