Проект «Дом пуговки» в МБДОУ Оерский детский сад «Солнышко»
23.09.2019
Проект
«Дом пуговки» в МБДОУ Оерский детский сад «Солнышко»
Актуальность
Идея проекта возникла случайно: у воспитанника не получалось
застегнуть пуговицу на рубашке. Воспитатель ему помогла. Затем попросила
остальных детей показать, как они умеют застегивать пуговицы.
Выяснилось, что не все дошкольники справляются с заданием, особенно дети
с 1,5-3 лет. Поэтому вначале была
поставлена задача – научить воспитанников самостоятельно застегивать и
расстегивать пуговицы. Чтобы поддержать интерес детей к пуговицам, воспитатель
рассказала, что эта вещь появилась давно и необходима человеку. Затем
воспитатель попросила дошкольников найти дома интересные пуговицы и рассмотреть
их. Дети стали приносить понравившиеся пуговицы в детский сад.
Дошкольники по природе – исследователи. Они любознательны, задают
много вопросов о тех вещах, которые им интересны. Любят находить сходства и
отличия предметов, учатся делать выводы из полученной информации. Поэтому они с
удовольствием включились в коллекционирование пуговиц в группе.
Коллекционирование – полезное для дошкольников занятие. Оно носит
интегрированный характер, т. е. связано с формированием элементарных
математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим
воспитанием, сенсорным развитием. Однако возможности ребенка в этот возрастной
период невелики. Ему нужна помощь взрослого, чтобы удовлетворить свои
познавательные интересы. Причем от позиции взрослого – поддерживает он интерес
к коллекционированию или относится равнодушно – зависит степень увлеченности
ребенка.
В группах младшего дошкольного возраста много детей с неровным
поведением, двигательно-активных, тревожных, малообщительных, застенчивых.
Установить гармоничные взаимоотношения с ними можно, если найти общее дело,
совместить интересы ребенка и взрослого. Поэтому воспитатели пригласили
родителей к совместному коллекционированию и попросили принести необычные
пуговицы. Из пуговиц можно сделать
различные поделки.
Вскоре коллекция пуговиц стала такой большой, что их некуда было
складывать. Воспитатели совместно с детьми решили сделать для них «Дом
пуговки». С этого начался наш проект.
Вид
проекта: исследовательско - творческий.
Продолжительность проекта: 4 недели
(декабрь- январь)
Цели
проекта:
Цели проекта «Дом пуговки» (далее – проект):
·
сформировать у
детей представления о пуговицах и их назначении;
·
расширить
кругозор;
·
повысить
познавательную активность;
·
развивать
внимание, память, мышление, мелкую моторику, связную речь, творческие
способности;
·
вовлечь родителей
в образовательную деятельность посредством реализации совместного проекта.
Участники проекта: педагоги, родители и дети.
Задачи были определены для каждой группы участников.
Для детей:
·
научить
самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;
·
сформировать
представление о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из
которых они сделаны;
·
стимулировать
поисково-познавательную деятельность;
·
формировать
интерес к коллекционированию;
·
формировать
навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Для педагогов:
·
решать
воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных
областях;
·
повышать уровень
педагогической компетентности;
·
создать условия
для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности;
·
установить
доброжелательные отношения между педагогами и родителями.
Для родителей:
·
вовлечь в
совместную с детьми деятельность;
·
повысить
компетентность в вопросах развития познавательной сферы ребенка;
·
создать условия
для эффективного сотрудничества с педагогами.
Ожидаемый результат
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как
участников педагогического процесса.
- Дети приобретут навыки аккуратности и бережливости, научатся усидчивости.
Реализация проекта
по созданию «Дома пуговки» проходила в течение одного месяца в несколько
этапов.
На подготовительном
этапе воспитатели сформулировали тему проекта, его цели и задачи, разработали
модель «Дома пуговки» и определили место в группе, где его разместить (на одной
из стен).
Затем с помощью модели двух вопросов («Что я знаю?» и «Что я хочу
узнать?») воспитатели выяснили представления дошкольников о пуговицах. На их
основе сформулировали темы познавательно-исследовательской деятельности:
·
Что означает
слово «пуговица»?
·
Чем пользовались
люди до изобретения пуговиц?
·
Какими были
первые пуговицы?
·
Каких видов
бывают пуговицы?
·
Из каких
материалов делают пуговицы?
·
Какие есть
способы пришивания пуговиц?
·
Для чего еще,
помимо застежки, используют пуговицы?
Также педагоги обозначили этапы познавательно-исследовательской
деятельности и результат, который предполагалось получить в конце проекта.
Основной этап включал сбор и оформление экспонатов (пуговиц разной
формы, размера, материала), поиск информации о них, разработку экскурсий в «Дом
пуговки».
Совместно с воспитателем дети систематизировали пуговицы по цвету,
размеру, структуре, форме, материалу. В ходе беседы они узнали, что слово
«пуговица» произошло от слова «пугать», а также рассматривали старинную бурятскую
пуговку.
Образовательная деятельность осуществлялась воспитателем в ходе
режимных моментов и в процессе организации различных видов детской
деятельности. Так, дети знакомились с пословицами и поговорками о пуговицах,
когда одевались на прогулку («коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то
все остальные пойдут наперекосяк»). После приема пищи воспитатель рассказала,
как царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров,
чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос.
На занятиях дошкольники узнали об истории появления пуговицы, что
раньше они были очень дорогие. Воспитатель рассказала, какими были первые
пуговицы, чем отличаются пуговицы царских особ, мундирные (форменные),
дизайнерские.
В ходе продуктивной деятельности воспитанники учились пришивать
пуговицы, используя шнуровки. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра
«Мы – дизайнеры»: дети подбирали пуговицы к вещам из разных материалов (пальто,
блузке, детскому платью и т. д.).
В процессе художественного творчества дошкольники придумывали и
рисовали, лепили свои пуговицы. Полученные знания закрепляли в ходе игровой
деятельности. Игры «Найди пару», «Какая лишняя?» помогли детям запомнить, из
каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и
принадлежности.
В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы
на одежде и пришли к выводу, что они пришиты по-разному.
Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры
из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика. Вместе с родителями
дошкольники изготавливали поделки из пуговиц. На НОД дети рисовали,
разукрашивали, закрашивали пуговицы, подбирали расцветки пуговиц под элементы одежды . Дети
младшей группы лепили пуговицы из
пластилина.
А также пришивали пуговицы с использованием метода
шнуровки.
На музыкальных занятиях слушание «Песни пуговки-непоседы», ежедневная сказка
для детей» (авт. – А. Коротич и Т. Милоянин).
Во второй
половине дня просмотр мультфильма «Сто пуговиц» (по одноименному рассказу Л. Улицкой,
реж. С. Олифиренко.)
На заключительном этапе будет создан «Дом пуговки». Разные виды
пуговиц «поселятся» в своих комнатках: «Детские пуговицы», «Металлические и
форменные пуговицы», «Пуговицы для верхней одежды», «Пуговицы-украшения» и т.
д.
19.01.2018г. прошло
торжественное открытие выставки с приглашением родителей, педагогов, администрации детского сада и, конечно, воспитанников
всех групп. Гостей ждало сладкое
угощение в виде печенья-пуговок.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.11.2019
Дата обновления: 06.11.2019
Дата публикации: 23.09.2019