1.6. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в ДОУ, вправе, изучив содержание Положения о нормах
профессиональной этики, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической
деятельности в данном дошкольном образовательном учреждении.
1.7. Настоящее Положение служит следующим целям:
повышения доверия граждан к дошкольному образовательному учреждению;
установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей
профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных
обязанностей;
содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;
регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях
педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
воспитания высоконравственной личности педагогического работника ДОУ,
соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
ӀӀ. Нормы профессиональной этики педагогических работников
2.1. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом
и гражданами, призваны:
а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному
взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод
человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
2.2. Педагогическому работнику ДОУ запрещается:
передача персональных данных о воспитаннике и его родителях (законных
представителях) третьей стороне без письменного разрешения родителей (законных
представителей);
разглашение сведений о личной жизни воспитанника и его семьи;
унижение в любой форме детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников;
использование выражений, осуждающих поведение родителей (законных
представителей);
выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний
Педагогического совета, совещаний и т.п.;
обсуждение с родителями (законными представителями) методик работы, выступлений,
личных и деловых качеств своих коллег – педагогов и членов администрации детского
сада;
манипулирование воспитанниками и родителями (законными представителями) для
достижения собственных целей;
повышать голос, кричать на воспитанников, родителей (законных представителей),
работников дошкольного образовательного учреждения;
допускать грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
терять терпение и самообладание в любых ситуациях;
высказывать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие
нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;
нарушать требования Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО);
допускать в общении с коллегами, родителями (законными представителями)
воспитанников и детьми ненормативную лексику;
курить на территории дошкольного образовательного учреждения;
поручать родителям (законным представителям) воспитанников сбор денежных средств, а
также заниматься сбором денежных средств с родителей (законных представителей);
сравнивать материальное положение семей воспитанников;
сравнивать результаты развития воспитанников в группе детского сада;
допускать оскорбления воспитанниками и их родителями (законными представителями)
друг друга в присутствии педагога;
допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство воспитанников
независимо от его возраста;
проявлять лесть, лицемерие, назойливость, ложь и лукавство;
допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или религиозной
принадлежности ребенка;
применять по отношению к воспитанникам ДОУ меры физического или психологического
насилия над личностью;
допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся физических
недостатков воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
выставлять (удалять) воспитанника с непосредственно образовательной деятельности, в
случае если ребенок дезорганизует работу группы детского сада;
посягать на личную собственность воспитанника дошкольного образовательного
учреждения;
определять учебные нагрузки, превышающие нормы предельно допустимых нагрузок,
предусмотренных действующим законодательством для воспитанников в соответствии с
возрастом.
2.3. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками
2.3.1. Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с воспитанниками:
признают индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его
потенциала;
выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие
самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, желания помогать
другим;
при оценке поведения и достижений детей стремятся укреплять их самоуважение и веру в
свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
проявляют толерантность;
защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы
защитить их от физического и (или) психологического насилия;
принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и
(или) насилия;
осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах,
затрагивающих их интересы;
прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
вселяют в них чувство, что они являются частью общества, где есть место для каждого;
стремятся стать для детей положительным примером.
2.3.2. Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с воспитанниками
обязаны воздерживаться от:
навязывания детям своих взглядов, убеждений и предпочтений;
оценки их личности и личности их законных представителей;
предвзятой и необъективной оценки деятельности и поступков воспитанников
дошкольного образовательного учреждения;
предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных представителей)
воспитанников детского сада;
отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические
недостатки воспитанников.
2.4. Обязательства педагогов перед родителями (законными представителями)
воспитанников
2.4.1. Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников должны:
начинать свое общение с приветствия;
проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя
доброжелательность и уважение к собеседнику;
относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать
им необходимую помощь;
высказываться в корректной, убедительной форме и, если требуется, спокойно, без
раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в
корректной форме задать уточняющие вопросы;
разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных
актов по обсуждаемому вопросу;
принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица).
2.4.2. Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников не должны:
перебивать их в грубой форме;
проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
переносить свое отношение к родителям (законным представителям) воспитанников на
оценку личности и достижений их детей.
2.4.3. Педагогические работники детского сада должны прилагать все усилия, чтобы
поощрить законных представителей воспитанников.
2. 4.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний,
неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или
скандал.
2.4.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя
воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
2.5. Обязательства педагогических работников перед коллегами
2.5.1. Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с коллегами:
поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и
убеждения;
готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего
профессионального пути;
поддерживают и продвигают их интересы;
помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим
законодательством и локальными актами дошкольного образовательного учреждения.
2.5.2. Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с коллегами обязаны
воздерживаться от:
пренебрежительных отзывов о работе других педагогов или проведения необоснованного
сравнения их работы со своей;
предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
обсуждения их недостатков и личной жизни.
2.6. Обязательства педагогов перед администрацией ДОУ
2.6.1. Педагогические работники дошкольного образовательного учреждения строго
выполняют указания администрации и имеют право своевременно (до даты исполнения)
подвергнуть указания администрации сомнению или дополнению, изложив в письменном
виде или устно при личной беседе с администрацией убедительные аргументы своего
несогласия или дополнения.
2.7. Обязательства администрации ДОУ перед педагогами
2.7.1. Члены администрации должны быть для других педагогических работников
образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в
дошкольном образовательном учреждении благоприятного для эффективной работы
морально-психологического климата.
2.7.2. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного
вмешательства со стороны родителей (законных представителей) воспитанников в
вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
2.7.3. Администрации следует:
формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения о
профессиональной этике работников в ДОУ;
быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в
коллективе дошкольного образовательного учреждения;
обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной
этики и принятие по ним объективных решений;
способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с тем, чтобы
не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в
обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий
педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
2.7.4. Представитель администрации ДОУ не имеет морального права
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
использовать служебное положение в личных интересах;
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе дошкольного
образовательного учреждения;
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства,
землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности,
приятельских отношений;
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки,
интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
III. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников
3.1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и
деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
3.1. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом ӀӀ настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2
статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым
спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской
Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
3.2 Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
3.3. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в
состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа
соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
3.4. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или
нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет
право обратиться в суд.
ӀV. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
4.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
4.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.4.1 настоящего
Положения.
4.4. После принятия Положения (изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)